Верховный суд отменил обязанность использования эвакуатора для доставки автомобиля страховщику для осмотра

Верховный Суд отменил обязанность использования эвакуатора для доставки автомобиля страховщику для осмотра

5 августа 2016 года по вине водителя Б. был поврежден принадлежащий А. автомобиль. 31 августа 2016 года А. обратился в страховую компанию Б. с заявлением о выплате страхового возмещения, указав, что характер повреждений автомобиля исключает возможность его представления для осмотра по месту нахождения страховщика. Причем об этом он уведомил страховщика дважды.

Однако тот осмотр транспортного средства так и не произвел. В связи с этим А. организовал экспертизу самостоятельно, а затем обратился к страховщику с претензией о выплате страхового возмещения.

К своему заявлению он приложил составленное экспертом заключение, но страховая в выплате отказала, объяснив свое решение тем, что потерпевший не предоставил свой автомобиль для осмотра.

Обратите внимание

Кто и в каком порядке компенсирует потерпевшему затраты на услуги эвакуатора от места хранения транспортного средства после ДТП до сервиса, услуги сервиса по демонтажу деталей в присутствии независимого эксперта, выезд в сервис которого организован страховой компанией, в том случае, когда повреждения автомобиля исключают возможность его движения? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В итоге А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой защитить его нарушенные права и отменить апелляционное определение. И Суд нашел для этого основания (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 77-КГ17-25).

ВС РФ напомнил, что, по общему правилу, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы (абз. 1 п. 10 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО). А в том случае, когда характер повреждений исключает представление автомобиля для осмотра и экспертизы по месту нахождения страховщика (например, повреждения исключают участие транспортного средства в дорожном движении), осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении (абз. 3 п. 10 ст. 12 закона об ОСАГО). Если же страховщик так и не осмотрел транспортное средство или его остатки и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), потерпевший вправе организовать экспертизу самостоятельно. При этом результаты такой экспертизы должны быть приняты страховщиком для определения размера страховой выплаты (абз. 2 п. 13 ст. 12 закона об ОСАГО).

Тем самым, подчеркнул Суд, повреждения, исключающие участие в дорожном движении, отнесены законом к случаям невозможности представления автомобиля для осмотра по месту нахождения страховщика.

Областной суд счел, что разбитое стекло задней двери не лишает транспортное средство А. способности к передвижению. А вот ВС РФ обратил внимание на то, что эксплуатация транспортных средств в случае отсутствия предусмотренных конструкцией стекол запрещена (п. 7.

1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств).

Довод апелляции о том, что истец не был лишен возможности представить транспортное средство на осмотр страховщику путем его транспортировки на эвакуаторе, отметил ВС РФ, противоречит как смыслу, так и буквальному содержанию закона об ОСАГО. При таком толковании закона потерпевший при любых повреждениях автомобиля признавался бы способным транспортировать его к страховщику, уточнил Суд.

Таким образом, ВС РФ признал апелляционное определение незаконным и отменил его, направив дело на новое рассмотрение.

satyrn-908 › Блог › Нужно ли транспортировать на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение, к страховщику для осмотра?

Нужно ли транспортировать на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение, к страховщику для осмотра?

5 августа 2016 года по вине водителя Б. был поврежден принадлежащий А. автомобиль. 31 августа 2016 года А. обратился в страховую компанию Б. с заявлением о выплате страхового возмещения, указав, что характер повреждений автомобиля исключает возможность его представления для осмотра по месту нахождения страховщика. Причем об этом он уведомил страховщика дважды.

Однако тот осмотр транспортного средства так и не произвел. В связи с этим А. организовал экспертизу самостоятельно, а затем обратился к страховщику с претензией о выплате страхового возмещения.

К своему заявлению он приложил составленное экспертом заключение, но страховая в выплате отказала, объяснив свое решение тем, что потерпевший не предоставил свой автомобиль для осмотра.

Источник: https://choice4you.ru/drugoe/verhovnyj-sud-otmenil-objazannost-ispolzovanija-jevakuatora-dlja-dostavki-avtomobilja-strahovshhiku-dlja-osmotra.html

Вс рф: владелец поврежденного авто не обязан доставлять его страховщику на эвакуаторе

КамАЗ, управляемый гражданином Ивановым, наехал на автомобиль Mitsubishi, принадлежащий гражданину Петрову, и нанес ему повреждения, исключающие участие пострадавшего транспортного средства в дорожном движении. А именно — разбил стекло задней двери.

Петров дважды уведомил страховую компанию Иванова о том, что не может доставить поврежденный автомобиль к месту нахождения страховщика для осмотра, но никакой реакции не дождался.

Тогда владелец поврежденного транспортного средства организовал его экспертизу самостоятельно и представил экспертное заключение в страховую компанию виновника ДТП вместе с претензией на выплату страхового возмещения.

Страховщик в рассмотрении претензии отказал на основании того, что гражданин Петров не доставил поврежденную машину к месту его нахождения для осмотра.

Важно

Петров вынужден был обратиться за защитой своих прав в суд. В иске к страховой компании помимо страхового возмещения он потребовал выплаты штрафа, неустойки за каждый день просрочки и компенсации расходов на представителя в суде и удостоверение его полномочий у нотариуса.

Суд первой инстанции с требованиями истца согласился и удовлетворил их. Однако апелляционная инстанция, куда страховщик обратился за обжалованием решения суда, встала на сторону ответчика, так как посчитала, что гражданин Петров нарушил досудебный порядок решения спора. По мнению апелляции, он мог доставить страховщику машину для осмотра на эвакуаторе.

Пришлось гражданину Петрову идти выше за защитой своих прав. Он обратился в Верховный суд России. И высшая судебная инстанция нашла основания для удовлетворения жалобы пострадавшего автовладельца на решение апелляционного суда.

ВС РФ отметил, что действительно, согласно абзацу 1 пункта 10 статьи 12 закона об ОСАГО от 25.04.2002 № 40-ФЗ, потерпевший должен в течение 5 рабочих дней после подачи заявления о страховой выплате представить страховой компании поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и/или технической экспертизы.

Однако абзац 3 этого же пункта сообщает: если пострадавшее авто в силу характера повреждений не может участвовать в дорожном движении, то в такой же срок — в течение 5 рабочих дней после подачи заявления о страховой выплате — осмотр и/или экспертиза должны быть проведены по месту его нахождения.

А в абзаце 2 пункта 13 статьи 12 закона об ОСАГО установлено: если страховщик по какой-либо причине так и не осмотрит авто, потерпевший вправе провести экспертизу самостоятельно и представить страховщику заключение, а последний обязан принять результаты экспертизы для расчета страховой выплаты.

Таким образом, сделал вывод ВС, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении, относятся законом к случаям, когда пострадавшее авто невозможно доставить к месту нахождения страховщика для осмотра.

ВС указал апелляционной инстанции на неправильность ее вывода о том, что автомобиль с разбитым дверным стеклом вполне мог доехать до страховщика своим ходом. Пунктом 7.

Совет

1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.

1993 № 1090) установлено вхождение в него отсутствия стекол, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

А довод, легший в основу решения апелляции о том, что гражданин Петров мог доставить поврежденный автомобиль к месту нахождения страховщика на эвакуаторе, Верховный суд назвал противоречащим смыслу и нормам закона об ОСАГО. При таком подходе, отметил суд, потерпевший при любых повреждениях признавался бы способным доставлять пострадавший автомобиль страховщику.

Судебная коллегия ВС РФ по гражданским делам определением от 31.10.2017 № 77-КГ17-25 отменила апелляционное определение, признав его незаконным. Дело отправлено на новое рассмотрение.

Источник: https://nsovetnik.ru/osago/vs-rf-vladelec-povrezhdennogo-avto-ne-obyazan-dostavlyat-ego-strahovshiku-na-evakuatore/

Верховный суд выпустил разъяснения по ОСАГО для борьбы с автоюристами

Пленум Верховного суда утвердил постановление о том, как теперь судам рассматривать те или иные дела, касающиеся автогражданской ответственности.

В документе много пунктов, благодаря которым, ОСАГО станет гораздо демократичнее к автовладельцам. Но некоторые позиции Верховного суда прямо направлены против действий так называемых автоюристов, которые перекупают права требования у водителей, а после на этом наживаются.

По этой причине огромный раздел в постановлении Пленума ВС посвящен цессии, суброгации и регрессу. Именно по договору цессии, автоюристы получают право на предъявление исков страховщикам для получения компенсации за аварию, которая не с ними произошла.

По сути, они выкупают это право у пострадавших в аварии автовладельцев. Выплаченные суммы, как правило в разы меньше, чем выплатила бы страховая компания.

Верховный суд установил, что в таких случаях передача права требования на компенсацию ущерба жизни и здоровью невозможна.

ВС: Неверные данные не делают полис ОСАГО недействительным

Также по договору цессии нельзя уступить права на получение штрафа по закону о защите прав потребителей.

https://www.youtube.com/watch?v=90AmYTInxLU

Верховный суд установил, что при наступлении страхового случая потерпевший обязан не только уведомить страховщика о случившемся в установленные сроки, но и направить страховщику заявление о страховом возмещении, а также документы. Кроме того, необходимо представить на осмотр поврежденное транспортное средство или иное поврежденное имущество.

Зачастую мошенники стараются лишний раз не показывать поврежденное имущество. А суды почему-то им верят.

Поэтому Верховный суд прописал, что страховая организация вправе отказать в выплате, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком или до проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и убытков.

Обратите внимание

Если потерпевший не предоставил машину или ее останки для оценки независимому эксперту в согласованное со страховщиком время, то независимая экспертиза, проведенная им самостоятельно, не принимается для оценки ущерба.

В заявлении о страховом возмещении потерпевший должен также сообщить о другом известном ему на момент подачи заявления ущербе, кроме расходов на восстановление поврежденного имущества, который подлежит возмещению. Например, об утрате товарной стоимости, о расходах на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия и прочем.

Как правило, эти расходы потерпевшие предъявляют уже тогда, когда им представили окончательную калькуляцию. А это повод для спора. В том числе и в судебном порядке. Поэтому Верховный суд, чтобы сократить количество обращений, обратил на это внимание.

Водителей освободят от обязанности предъявлять распечатку полиса ОСАГО

Но все это как раз нацелено на борьбу с автоюристами.

— Основная часть разъяснений касается как раз тех лазеек и несовершенства нормативно-правовой базы в сфере ОСАГО, которые вольготно применяют на практике автоюристы, — сообщил глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. — Верховный суд учел эти нюансы. Мы рассчитываем, что это снизит вал обращений в суды с использованием мошеннических схем.

По его словам, Верховный суд четко обозначает, что в заявлении о страховом возмещении потерпевший должен также указать о другом известном ему на момент подачи заявления ущербе, кроме расходов на восстановление поврежденного имущества, который подлежит возмещению. Например, это касается утраты товарной стоимости, расходов на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия.

— Это очень важное положение. Зачастую потерпевший не направлял в своем заявлении такие требования, но «вспоминал» о них в претензии или при подаче иска, — пояснил Юргенс.

Указать утрату товарной стоимости и услуги эвакуатора страхователь должен сразу в заявлении к страховщику

Кроме того в постановлении Пленума Верховного суда есть важные вещи для водителей. Например, оформление аварии без участия сотрудников ГИБДД — так называемый Европротокол — теперь не приговор. Если раньше, после его оформления, получить выплаты за лишние траты было не реально, то сейчас ситуация изменилась.

Европротокол можно оспорить в суде с приведением соответствующих оснований. Его признают недействительным. И далее уже можно взыскивать потраченное. Но не со страховой компании, а с виновника ДТП.

Новое постановление Пленума Верховного суда, утвержденное во вторник, отменяет ранее действовавшее постановление.

Читайте также:  Где получить справку об отсутствии судимости, как заказать через интернет, срок действия

Источник: https://rg.ru/2017/12/26/verhovnyj-sud-vypustil-raziasneniia-po-osago-dlia-borby-s-avtoiuristami.html

«Росгосстрах» заплатит не предоставившему машину для осмотра автовладельцу

Верховный суд РФ посчитал необоснованным отказ СК «Росгосстрах» в выплате по ОСАГО автовладельцу, который не предоставил страховщику для осмотра свой автомобиль, поскольку характер повреждений не позволял его эксплуатировать.

Верховный суд решил, что из-за разбитого заднего стекла машины страховщик обязан был сам организовать ее осмотр.

Это следует из определения ВС РФ. 5 августа 2016 г.

владелец Mitsubishi Pajero Арарат Авагян попал в ДТП по вине водителя «КАМАЗа», ответственность которого была застрахована в «Росгосстрахе». 31 августа 2016 г.

Важно

Авагян написал в «Росгосстрах» заявление о выплате, в котором указал, что характер повреждений автомобиля не позволяет представить его для осмотра страховщику. Компания приняла это заявление.

2 сентября 2016 г. Авагян получил от «Росгосстраха» телеграмму о необходимости представить поврежденный автомобиль для осмотра. В ответ автовладелец повторно сообщил страховщику, что не имеет возможности это сделать. Однако страховщик снова заявил о необходимости представить машину на осмотр.

Тогда Авагян сам организовал экспертизу и 3 октября направил страховщику претензию о выплате возмещения с приложением экспертного заключения. В ответ «Росгосстрах» 4 октября снова заявил ему о необходимости предоставить автомобиль для осмотра.

После этого автовладелец подал на страховщика в суд с требованием выплатить страховое возмещение в размере 137,6 тыс. р., неустойку в размере 1,4 тыс. р. в день, компенсацию морального вреда 10 тыс. р., штраф, компенсацию расходов на оплату услуг представителя 10 тыс. р. и компенсацию за нотариальное оформление полномочий представителя 1,6 тыс. р.

Суд встал на сторону Авагяна и постановил, что «Росгосстрах» должен был организовать осмотр автомобиля по месту его нахождения.

Страховщик подал апелляцию в Липецкий областной суд, и она была удовлетворена 1 марта 2017 г.

В своем решении суд апелляционной инстанции сослался на то, что повреждение автомобиля (разбитое стекло двери задка) не исключало его самостоятельного передвижения, а также его доставку на автоэвакуаторе.

31 октября 2017 г. Верховный суд РФ отменил это решение, поскольку при наличии повреждений автомобиля, исключающих его участие в дорожном движении, страховщик обязан обеспечить осмотр по месту его нахождения (п. 10 ст. 12 закона об ОСАГО). При этом отсутствие предусмотренных конструкцией стекол относится к таким повреждениям (п.

7.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация ТС). Довод апелляционного суда о том, что Авагян мог представить автомобиль для осмотра страховщику с помощью эвакуатора, ВС РФ счел необоснованным, так как он допускает транспортировку автомобилей при любых повреждениях, что противоречит закону об ОСАГО.

По теме:
Ставший виновником и одновременно жертвой ДТП добился страховой выплаты
ВС РФ удовлетворил иск против ВСК об отказе в выплате по ОСАГОНаше агентство в соцсетях:

Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите Сtrl+Enter

© «Агентство страховых новостей», 2019. Все права защищены.

Источник: http://www.asn-news.com/news/65205

Правила эвакуации, выдачи и оплаты машины на штрафстоянку

Эвакуация транспортного средства на штрафную стоянку — финансово затратная ситуация: автовладельцу придется оплачивать и штраф за административное нарушение, и расходы на транспортировку и хранение автомобиля.

Узнаем, каковы правила эвакуации автомобилей на штрафстоянку в 2019 году.

Эвакуацию регламентируют следующие законы и нормативные акты:

  • ст. 27.12 КоАп;
  • распоряжение Департамента экономической политики Москвы №35-Р;
  • ПП Москвы №216;
  • №42, №205-ФЗ.

За что могут эвакуировать?

Правила эвакуации автомобиля за неправильную парковку и другие случаи зафиксированы в статье 27.13 КоАП РФ:

  • вождение автомобиля без свидетельства о регистрации ТС, водительского удостоверения;
  • неисправные системы авто: тормозная система, рулевое управление, сцепление и прочие;
  • водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • автолюбитель нарушил правила стоянки, остановки;
  • нарушил правила перевозки крупногабаритных опасных грузов;
  • отказался от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
  • употреблял алкоголь после ДТП, но до приезда ГИБДД.

Нельзя парковаться:

  • на местах для инвалидов;
  • на пешеходном переходе (и ближе, чем в метрах от него);
  • ближе, чем в 15 метрах от остановки маршрутных ТС;
  • на трамвайных путях;
  • далее ряда от края проезжей части;
  • в туннеле;
  • в местах, где Вы препятствуете движению других транспортных средств.

Порядок эвакуации

Задержание автомобиля прекратится, если на месте задержания появится лицо, способное управлять этим автомобилем, не нарушая Правила дорожного движения.

Также эвакуации не происходит, если причина задержания ТС была устранена до начала движения ТС, которое предназначается для перемещения задержанной машины на штрафную стоянку.

Это могут быть:

  • инспектор ГИБДД;
  • инспектор Московской административной дорожной инспекции.

Решение о задержании ТС Вооруженных сил РФ, МВД РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований принимает должностное лицо военной автомобильной инспекции.

Инспектор выявляет автомобиль, который был оставлен с нарушением ПДД, принимает решение о задержании, вызывает эвакуатор с сотрудниками организации «Администратор Московского парковочного пространства». Приступает к составлению протокола.

Далее инспектор остается на месте задержания и ожидает, пока ТС, который осуществляет перемещение автомобиля-нарушителя на штрафстоянку, не начнет движение.

Правила составления протокола

В протоколе о задержании указывают следующие данные:

  • дата;
  • время;
  • место;
  • основания задержания ТС;
  • должность, ФИО инспектора, составившего протокол;
  • сведения о машине и ее автовладельце;
  • должность, ФИО лица, исполняющего решение о задержании ТС.

Протокол подписывает лицо, которое его составило, и лицо, на которое завели дело об административном правонарушении. Если водитель откажется от задержания своего ТС, не станет подписывать протокол, в документе делается соответствующая запись.

Расходы на перемещение задержанной машины и ее хранение возмещает водитель, который совершил административное правонарушение, из-за которого автомобиль эвакуировали. При этом он также должен оплатить штраф за неправильную парковку.

Также инспектор должен составить опись личных и ценных веществ в автомобиле, неполадок и повреждений. Все места доступа к машине опечатываются.

Стоимость транспортировки и хранения автомобиля на штрафной стоянке регламентируется разными субъектами РФ по-разному, поэтому отличается от стоимости в других регионах. Изучайте нормативные акты того субъекта, в котором Вы находитесь.

Срок задержания отчитывается с момента составления протокола.

Эвакуатор начал движение

Будет гораздо лучше, если Вы успеете вернуться к моменту эвакуации.

В 2015 году вышел закон, запрещающий эвакуацию в присутствии автовладельца. Тогда Вы сможете устранить причину задержания, но штраф за нарушение ПДД оплатить придется.

Хуже обстоят дела, если эвакуатор уже погрузил автомобиль и начал движение. Тогда машину придётся забирать уже со спецстоянки по всем правилам. Узнайте у инспектора, как забрать свой автомобиль. Он обязан Вас проконсультировать.

Если эвакуатор погрузил машину и уже начал движение, категорически запрещается:

  • пытаться препятствовать движению эвакуатора;
  • срывать пломбы на задержанной машине и пытаться проникнуть внутрь.

Административные взыскания, которые положены автовладельцу машины, нарушающему эти правила:

  • 1000 рублей за помехи движению эвакуатора;
  • 1000 рублей за неповиновение законному требованию инспектора;
  • административный арест на 15 суток.

Если Вы растерялись и забыли узнать необходимую для возврата авто информацию, давайте разбираться. Узнаем, каковы правила выдачи машины со штрафстоянки.

Забираем автомобиль

Сначала необходимо обратиться в организацию, которая занималась задержанием Вашего авто. Это ГИБДД или МАДИ.

Возьмите с собой следующие документы:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • страховой полис ОСАГО.

Если документы остались в эвакуированной машине, Вам следует последовать на штрафную стоянку, написать заявление о допуске к автомобилю и автосалону, забрать документы, последовать в дежурную часть ГИБДД или МАДИ, получить протокол о задержании машины с отметкой, позволяющей получить ТС обратно.

Если Вы являетесь представителем автовладельца, Вам необходимо взять документы:

  • подтверждающие право владения автомобилем;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность на право получения задержанного ТС, со штрафстоянки;
  • разрешение на возврат автомобиля.

Видео: Эвакуация автомобиля, штрафстоянка. Как забрать автомобиль со штрафстоянки

Как оплатить эвакуацию?

На спецстоянке Вы получите квитанцию об оплате эвакуации и хранения задержанного автотранспортного средства.

Правила оплаты эвакуированного автомобиля позволяют расплатиться за задержание ТС:

  • со скидкой 25% до получения машины (на спецстоянке находятся терминалы);
  • в течение 60 дней в любом банке оплачиваете полную стоимость услуг по транспортировке и хранению.

Стоимость эвакуации составляет:

  • категории А, В (до 80 л.с.) — 3 000 рублей;
  • В (80-250 л.с.), грузовые ТС исключаются — 5 000;
  • В (более 250 л.с.) — 7 000;
  • D (грузовые, негабаритные исключаются) — 27 000;
  • негабаритные — 29 000.

Стоимость хранения на штрафной стоянке в сутки:

  • А — 500 рублей;
  • В, D (масса не более 3,5 т) — 1 000;
  • D (более 3,5 т), С, Е — 2 000;
  • негабаритные — 2 000.

Информация о штрафстоянках, стоимость, новые правила могут меняться. Отслеживайте актуальную информацию на официальном сайте Московского паркинга http://parking.mos.ru/.

По ссылке http://parking.mos.ru/about/182/ Вы найдете адреса, где выдаются разрешения на возврат автомобиля после эвакуации.

Полезная памятка для водителей по вопросам парковки и перемещения авто на штрафстоянку находится по ссылке: http://parking.mos.ru/upload/New%20Folder/pamyatka_sp_st.pdf. Там же находятся адреса штрафных стоянок Москвы.

Если автомобиль повредили при перемещении

Организация «Администратор Московского парковочного пространства» должна нести полную ответственность за сохранность транспортируемого автомобиля с момента начала перемещения и до минуты возврата.

Ущерб, нанесенный ТС, возмещается этим учреждением.

С 2015 года действуют правила, касающиеся следующих действий:

  1. Во время эвакуации инспектор ГИБДД/МАДИ обязан оставаться на месте, пока эвакуатор не начнет движение с погруженной машиной. Если до этого момента водитель вернется к месту стоянки, автомобиль должны разгрузить, а автовладелец отделается только штрафом.
  2. Эвакуация возможна только там, где есть специальная табличка, указывающая на работу эвакуатора на этой территории. Также информацию о работе эвакуаторов можно найти на сайте органов, которые контролируют данный участок дороги.
  3. Неправомерна эвакуация, если прав у водителя нет с собой. Инспектор должен проверить их наличие по своей базе и наложить штраф. Но если прав у водителя нет вообще (их изъяли по решению суда), автомобиль забирают на штрафную стоянку.
  4. Также предусматривается штраф за надпись на автомобиле с надписью «инвалид» (при этом водитель таковым не является) и дополнительное административное наказание за парковку в месте для инвалидов.

Рекомендации

Если Вы отошли на некоторое время, а, вернувшись, не обнаружили автомобиля, не паникуйте:

  1. Исключите вероятность угона, позвонив на номер 02 (112 для мобильного телефона). Также можно позвонить по номеру 3210 (или +7 495 539-54-54).
  2. Подключите СМС-уведомление об эвакуации, отправив на номер 7737 SMS с госномером Вашего автомобиля (ЭВ_П_Госномер).
  3. Вы можете избежать эвакуации и забрать машину с эвакуатора, если еще не подписали акт приема-передачи авто. Если документ уже подписан, придется Вам проделать всю процедуру, чтобы вернуть ТС со штрафной стоянки.
  4. Автомобиль эвакуировать запрещается, если в салоне находятся люди. Но если Вы закроетесь в автомобиле и откажетесь выходить, будет оформлен дополнительный протокол за неповиновение сотрудникам ГИБДД.
  5. Если Вы оставили машину под запрещающим знаком, а автомобиль неисправен, оставьте соответствующую записку и время, когда сможете вывезти автомобиль, а также контактные данные.
  6. Установите на мобильный телефон специальное приложение-антиэвакуатор. Оно следит за автомобилем, предупреждает о попытке его эвакуации звонком или СМС-сообщением. Вам понадобится два телефона. Один оставляйте в салоне, другой берите с собой. Такие приложения отслеживают вибрации автомобиля.

При наличии необходимых доказательств правомерности Ваших действий или неисправности автомобиля, пишите исковое заявление.

Если суд вынесет решение в Вашу пользу, оплаченные средства за эвакуацию и хранение автомобиля на штрафной стоянке будут Вам возвращены.

Также Вы можете требовать компенсационные выплаты за причиненный автовладельцу моральный ущерб. Это длительный и довольно болезненный для нервной системы процесс, но иногда победа стоит таких переживаний.

Не нарушайте Правила дорожного движения, не препятствуйте движению других транспортных средств, и Вы не будете бояться эвакуации. Если автомобиль был эвакуирован незаконно, теперь Вы знаете, как с этим бороться.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/pravila-evakuatsii-avtomobilej-na-shtrafstoyanku/

Страховщик заплатит штраф за отказ в осмотре автомобиля

Ранее мы неоднократно говорили о том, что вы не обязаны предоставлять свой автомобиль, который находится не на ходу после ДТП страховщику для осмотра (оплачивать эвакуацию).

Если страховая компания не присылает своего представителя для осмотра разбитого автомобиля в течении 5-тирабочих дней, то вы вправе самостоятельно делать независимую экспертизу и на ее основании требовать возмещение.

Однако, это далеко не все, совсем обзор судебной практики по делам, связанным с отказом в осмотре говорит об интересной тенденции, когда Верховный Суд признает еще и право взыскивать со страховой компании штрафы за отказ в осмотре. Поговорим об этом подробнее.

Читайте также:  Образец искового заявления о лишении родительских прав отца или мать

Две истории из жизни

  1. Азамат Арсланов попал в ДТП, в результате которого его автомобиль получил повреждения, не позволяющие ездить. Арсланов надлежащим образом уведомил страховую компанию о ДТП и обратился с заявлением о выплате. Страховая компания прислала телеграмму с приглашением на осмотр.

    В ответ потерпевший выслал повторное уведомление, с указанием, что автомобиль не на ходу, но в ответ получил очередное приглашение на осмотр в один из центров урегулирования убытков.

В результате г-н Арсланов организовал независимую экспертизу, по результатам которой он в претензионном, а затем и в судебном порядке потребовал со страховой компании страховую выплату в размере 65 тыс. р., компенсацию расходов по оплате услуг представителя в 20 тыс. р.

, расходов по оценке в 13 тыс. р., расходов на услуги комиссара в 7 тыс. р.,  расходов по составлению претензии в 1,1 тыс. р., почтовых расходов в размере 600 р. и штраф.

  1. Арарат Авагян попал в ДТП в результате которого было разбито стекло задней двери его автомобиля. Как и в предыдущем случае он уведомил свою страховую компанию (Росгосстрах) о ДТП и получил приглашение на осмотр. В ответ потерпевший указал что разбитое стекло не позволяет ездить на автомобиле, а страховщик повторно пригласил на осмотр. После этого Авагян организовал собственную независимую экспертизу и на ее основе потребовал возмещение, но в ответ страховщик в очередной раз указал на необходимость предоставить автомобиль к осмотру.

После этого Авагян обратился в суд  и потребовал возмещение в размере 137,6 тыс. р., неустойку в размере 1,4 тыс. р. в день, компенсацию морального вреда 10 тыс. р., штраф, компенсацию расходов на оплату услуг представителя 10 тыс. р. и компенсацию за нотариальное оформление полномочий представителя 1,6 тыс. р.

Что вышло на практике

В обоих случаях ситуация была крайне схожая, суд первой инстанции удовлетворил требования потерпевших, однако Росгосстрах в каждом случае обжаловал решения суда и апелляция частично удовлетворена. Однако в обоих случаях пострадавшие автомобилисты обжаловали решение апелляционной инстанции в Верховном Суде и Верховный суд отменил решение апелляционного суда.

Вывод

Практика Верховного Суда РФ говорит в пользу того, что пострадавший не обязан предоставлять автомобиль на адрес страховщика, если автомобиль находится не на ходу, либо повреждения не позволяют использовать автомобиль для еды. Например, в случае с г-ном Авагяном автомобиль хоть и мог ехать, но выбитое стекло исключает эксплуатацию автомобиля без нарушения правил дорожного движения.

Ранее мы уже говорили о том, что страховщики умудряются заставлять потерпевших за собственный счет транспортировать неисправный автомобиль к месту осмотра, иногда это выходит очень дорого.

Впоследствии страховщики еще и отказывают в компенсации услуг эвакуатора (что тоже не законно).

Совет

Таким образом, если ваш автомобиль имеет серьезные повреждения и страховщик не осматривает его в установленный срок (5 рабочих дней), вы вправе делать независимую экспертизу и требовать возмещение.

Важно соблюсти формальности, а именно: письменно уведомить страховщика о ДТП и о том, что автомобиль не пригоден для езды, если страховщик желает осмотреть автомобиль по месту его нахождения не надо в этом ему препятствовать, прежде чем подавать в суд попробуйте урегулировать вопрос в претензионном порядке.

Источник: https://ocenit-usherb.ru/straxovshik-zaplatit-shtraf-za-otkaz-v-osmotre-avtomobilya/

ВС: страховщик должен заплатить штраф за отказ в осмотре ТС

Это следует из определения ВС. Азамат Арсланов попал в ДТП и обратился с заявлением о выплате в «Росгосстрах», где была застрахована его гражданская ответственность. В ответ страховщик прислал ему телеграмму с приглашением на осмотр автомобиля.

Арсланов повторно направил страховщику заявление, где указал, что автомобиль не на ходу и попросил осмотреть его по месту нахождения. В ответ он получил телеграмму, в которой страховая компания снова приглашала его на осмотр повреждений по тому же адресу.

Затем ему пришло письмо о возможности согласования со страховщиком даты выездного осмотра автомобиля путем посещения им ближайшего центра урегулирования убытков в удобное для него время.

Арсланов не согласовал время выездного осмотра с «Росгосстрахом».

Он организовал самостоятельный осмотр и оценку поврежденного автомобиля в ООО «Авто-Эксперт», заблаговременно уведомив об этом страховщика (компания могла прислать своего представителя на осмотр).

Затем он направил «Росгосстраху» досудебную претензию с требованием выплатить возмещение в размере 65 тыс. р. Страховщик не удовлетворил ее.

После этого автовладелец обратился в Советский районный суд г. Уфы с требованием взыскать с компании страховую выплату в размере 65 тыс. р., компенсацию расходов по оплате услуг представителя в 20 тыс. р.

, расходов по оценке в 13 тыс. р., расходов на услуги комиссара в 7 тыс. р., расходов по составлению претензии в 1,1 тыс. р., почтовых расходов в размере 600 р. и штраф.

Суд полностью удовлетворил его исковые требования.

Однако страховщик подал апелляцию в Верховный суд Республики Башкортостан, и она была частично удовлетворена. Решение суда первой инстанции было отменено в части взыскания со страховщика компенсации морального вреда, штрафа и государственной пошлины в доход местного бюджета.

ВС РБ посчитал, что Азамат Арсланов путем получения штрафа и компенсации морального вреда попытался извлечь выгоду из сложившейся ситуации, хотя мог предоставить транспортное средство для осмотра страховщику на эвакуаторе. В остальной части решение было оставлено без изменения.

Тогда Азамат Арсланов обратился в Верховный суд РФ с кассационной жалобой на это апелляционное определение. ВС РФ удовлетворил ее, найдя нарушения в выводах суда апелляционной инстанции. ВС подчеркнул, что закон не возлагает на автовладельца обязанность предоставить на осмотр нетранспортабельный автомобиль.

В таком случае обязанностью страховщика является организация выезда своего сотрудника для осмотра поврежденного автомобиля, подчеркнул Верховный суд.

Обратите внимание

Таким образом, «Росгосстрах» не выполнил обязанность, возложенную на него законом, поэтому обязан заплатить штраф, заключил ВС, отменив апелляционное определение, и направил дело на новое рассмотрение.

Read more: http://www.asn-news.ru/

Источник: http://www.polisnn.ru/?id=46803

В страховую сумму по осаго включаются расходы: на эвакуацию, хранение авто, услуги аварийного комиссара, представителя, нотариуса, почтовые расходы, копии

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года):

Пример. ООО «Ц» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к страховой компании «Р» о взыскании страхового возмещения по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 1 сентября 2015 г., и почтовых расходов.

При разрешении спора арбитражным судом установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 1 сентября 2015 г., принадлежащему Ш. транспортному средству под его управлением были причинены механические повреждения. Гражданская ответственность водителя была застрахована страховой компанией «Р».

Второй участник дорожно-транспортного происшествия — водитель С. — признан лицом, нарушившим Правила дорожного движения.

На основании договора уступки права требования (цессии) от 28 сентября 2015 г. Ш.

передал ООО «Ц» право требования получения (взыскания) страховой выплаты за вред (в том числе размера утраченной товарной стоимости), причиненный в результате указанного дорожно-транспортного происшествия транспортному средству, которое принадлежит цеденту на праве собственности, а также неустойки, финансовой санкции, штрафа, процентов на основании статьи 395 ГК РФ.

Удовлетворяя требования истца о взыскании расходов на отправление ответчику заявления о страховой выплате, суд правильно исходил из того, что данные расходы обусловлены наступлением страхового случая и необходимы для реализации права на получение страхового возмещения, в связи с чем являются убытками ООО «Ц», подлежащими возмещению в составе страховой выплаты в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

(По материалам судебной практики Арбитражного суда Липецкой области, Свердловского областного суда)

Анализ судебной практики показывает, что суды при разрешении данной категории споров правильно исходят из того, что при причинении вреда потерпевшему возмещению в размере, не превышающем страховую сумму, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, подлежат восстановительные и иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения. К таким расходам суды относят не только расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, восстановление дорожного знака и/или ограждения, но и расходы на оплату услуг аварийного комиссара, расходы на представителя, понесенные потерпевшим при составлении и направлении претензии в страховую компанию, расходы по оплате услуг нотариуса при засвидетельствовании верности копий документов, необходимых для обращения в страховую компанию, и др.

Источник: http://logos-pravo.ru/v-strahovuyu-summu-po-osago-vklyuchayutsya-rashody-na-evakuaciyu-hranenie-avto-uslugi-avariynogo

Вс рф: дело о машине без осмотра

Автовладелец не смог представить в страховую компанию автомобиль на осмотр и получил отказ в выплате. Тройка верховных судей под председательством С. Асташова сочла решение необоснованным.

5 августа 2016 года Mitsubishi Pajero пострадала в столкновении с «КАМАЗом». Владелец разбитой машины А. Авагян подал заявление на компенсацию убытков страховщику виновника аварии – в «Росгосстрах».

Он указал, что характер повреждений таков, что доставить автомобиль на осмотр нет возможности. Однако, приняв заявление, «Росгосстрах» телеграммой потребовал представить машину на осмотр.

Важно

Автовладелец повторил то, что уже писал в заявлении, но страховщик вновь ответил тем же требованием.

Понимая, что такие препирательства могут длиться долго, А. Авагян провёл экспертизу и третьего октября направил её результаты вместе с претензией на выплату страхового возмещения в «Росгосстрах». На следующий день автовладелец получил ответ, в котором страховщик продолжал настаивать на представлении машины на осмотр.

Этот ответ стал последней каплей, и пострадавший отправился в суд. Он потребовал компенсировать ущерб (137 628 рублей), выплатить неустойку (1 376 рублей 28 копеек в день, срок – с 23 сентября 2016 года по день вынесения решения суда), штраф, компенсировать моральный вред (10 000 рублей) и судебные расходы (11 600 рублей).

Липецкий суд решил, что разбитое заднее стекло автомобиля является достаточным основанием для непредставления машины на осмотр. Страховщик сам должен был отправить эксперта на стоянку Mitsubishi.

«Росгосстрах» с вердиктом не согласился и подал апелляцию. Областной суд постановил, что с разбитым задним стеклом машина вполне может передвигаться самостоятельно или, на худой конец, на эвакуаторе. Следовательно, претензии автовладельца отклонить, решение суда первой инстанции изменить.

Верховный суд указал на пункт 10 статьи 12 закона «Об ОСАГО», в котором чётко указано, что страховщик организует осмотр автомобиля по месту его нахождения в том случае, если есть повреждения, с которыми тот не может участвовать в дорожном движении. Задние стёкла предусмотрены конструкцией автомобиля, и их отсутствие является той самой неисправностью в соответствии с пунктом 7.1 Перечня неисправностей и условия, при которых запрещена эксплуатация машины.

Предположение апелляции, что автомобиль можно доставить эвакуатором противоречит закреплённым нормам: таким способом можно транспортировать машину с любыми повреждениями, но автовладелец не обязан это делать. Тогда как обязанность страховщика организовывать осмотр прописана в законе.

Источник: https://www.inguru.ru/strahovanie_news_sh/industry_news8606_vs_rf_delo_o_mashine_bez_osmotra

Ответы на сложные вопросы для всех автомобилистов

С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Запомните:

Всё.

Совет

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Читайте также:  Может ли забрать банк в счет долга по кредиту: единственное жилье, машину, снять деньги с зарплатной карты или пенсию со сберкнижки

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Обратите внимание

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

Важно

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Совет

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Обратите внимание

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Важно

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова.

Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление.

Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Совет

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Обратите внимание

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/slozhno/osago-plenum-vs/

Ссылка на основную публикацию